Надежность огнезащиты вентиляционных систем: критерии и особенности проверки
05.03.2023 |
Вентиляционные системы являются неотъемлемой частью современных зданий и сооружений. Однако в случае пожара эти системы могут стать причиной быстрого распространения огня. Вот почему так важно обеспечить высокую огнестойкость воздуховодов и других частей конструкции систем воздушной вентиляции.
По каким нормативным документам ведется проверка?
Оценка огнестойкости вентиляционных элементов проводится в соответствии с требованиями федеральных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (ФНПБ 20-01-97) и «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ТР БИС).
Проверка осуществляется путем проведения пожарных испытаний в огнестойкой камере, в которой создаются условия, соответствующие реальным условиям пожара. Испытания проводятся на образцах вентиляционных элементов различных размеров и конфигураций. Для этого измеряют превышение температуры на наружных поверхностях образцов, которая не должна превышать:
- 140 градусов Цельсия в среднем;
- на локальных участках не выше 180 градусов Цельсия.
Критерии проверки воздуховодов
При проведении испытаний оцениваются такие параметры, как:
- устойчивость вентиляционных элементов к высоким температурам;
- возможность сохранения их функциональности в условиях пожара;
- способность предотвращать распространение огня через вентиляционные системы.
Испытания по огнезащитной обработке конструкций воздуховодов проводятся:
- на расстоянии 5 см и 1 м от стен испытательной печи;
- не менее чем в 4-х точках сечения воздуховода;
- с необогреваемой стороны заделки зазоров в местах пересечения воздуховода с корпусом печи.
После проведения испытаний и оценки результатов выдается соответствующий сертификат огнестойкости, который подтверждает соответствие вентиляционных элементов требованиям норм и стандартов.
Потеря плотности воздуховода
Для определения плотности воздуховодов проводят испытания, направленные также на выявление потерь плотности. Причиной этих потерь может быть появление зазоров в местах соединений или сквозных отверстий, через которые выделяются продукты сгорания.
Для определения максимальных возможностей конструкции воздуховода используется специальная методика, включающая нагрев испытательной печи и создание внутри нее избыточного давления 300±6 Па.