История систем пожарной сигнализации
26.06.2012 |
Пожарная каланча – это прототип современной системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре. Пожарная каланча в давние времена это была вышка с колоколом, в который звонили при виде дыма в любой части города. Телега со штатом пожарных служителей выезжала на пожар. Со временем, когда появились машины, пожарные команды выезжали на пожары уже на машинах с гидрантами. Машины заранее наполнялись водой. С ростом городов и заменой деревянных строений на каменные дома количество пожаров не уменьшилось. Многоэтажные здания, современные материалы внутренней отделки строений только усложнили устранение пожаров. Вспомнить хотя бы, сколько известно случаев, когда сгорели общественные места – кафе, рестораны, музеи и картинные галереи и т.д., и все это только потому, что были не соблюдены условия противопожарной безопасности и неправильно сделан выбор и установка противопожарных систем.
Каланча утратила свое назначение, и вместо колокола пришли механические и электрические приспособления, которые предназначены для обнаружения пожара.
Телеграфный аппарат был создан русским ученым П. Шиллингом в 1832 году. Спустя 5 лет С. Морзе создал также телеграфный аппарат с использованием знаков, которые в последствии были названы его именем – азбукой Морзе. На основании этих аппаратов был создан прототип извещателя, который был системы «Вернер-Сименс» и он впервые стал использоваться берлинской пожарной командой в 1851 г. Своеобразные пожарные извещатели установили в местах с массовым пребыванием людей. При использовании новых приборов связи были выявлены их недостатки. Первое, они были слишком громоздкими, поэтому монтаж пожарной сигнализации был очень сложным и трудоемким. Это повлияло на цену такой сигнализации. И самое главное, для передачи сигналов при помощи азбуки Морзе надо было содержать специально обученный персонал, который должен был еще и проводить обслуживание пожарной сигнализации.
В связи с этим в1852 г. вместо этой конструкции фирма «Сименс-Гальске» установила на улицах Берлина извещатели, которые передавали сигналы тревоги при помощи передвижения наружной рукоятки. Рукоятка приводилась в действие приводным механизмом, который прерывал контакт в цепи шлейфа. Приемный аппарат на центральной станции, при каждом размыкании цепи пробивал дырочки на бумажной ленте. По числу дырочек устанавливался номер и место установки, где находился извещатель. После того, как был принят сигнал на центральной станции, на уличном аппарате также звучал сигнал. Поэтому сигналу, тот, кто подал сигнал о пожаре, был уверен, что он услышан, и помощь обязательно придет.
Такой пульт связи московской пожарной части, при которой использовался аппарат Морзе, датируется концом XIX века.