История пожарной авиации России
03.08.2014 |
Сегодня пожарная авиация имеет в своём арсенале самолёты, оснащённые современными приборами и механизмами. Электронное оборудование срабатывает в разы быстрее, более точное и эффективное. Все самолёты снабжены устройствами, отвечающими мировым требованиям. В былые годы, работа по тушению пожаров была ещё более сложной и опасной. Лесные пожары тушили летательные аппараты, ограниченные по функционалу. Какими они были?
Первый самолёт-пожарник АН-2
Прослужил на страже безопасности людей и охраны природы более 3 лет. Пробные полёты модели были осуществлены Володиным. Детище АНТК им. Антонова стартовало с взлётной полосы в 1947 году. Новосибирские лётчики открыли для малой авиации СССР нового помощника, его серийный выпуск начался в 1948 году. Совершенствуя модель, конструкторы создали 15 модификаций. Однако основным назначением самолёта было обслуживание пожаротушения с воздуха. Бортовая вместимость АН-2 составляла 1,2 тонны, что было невероятно много для тех лет. 12 пассажирских мест в самолёте малой авиации не было ни на одной предыдущей модели.
«Маленький пожарник» постоянно усовершенствовался, появились новые модели:
- АН-2Л. Разработан, специально для тушения леса, был снабжён емкостями под крыльями, которые заполнялись водой и химическими противопожарными средствами
- АН-24 и АН-26. Транспортные самолёты, быстро и точно доставлявшие грузы в самых экстремальных условиях. Использовались для доставки пожарников на место, высадки парашютистов. Количество мест в отсеке достигло тридцати
Пожарная авиация 8 -х годов
Строительство высотных зданий, стремительный прогресс производства, расширение зон проживания, требовали новых, более совершенных технологий в пожаротушении. При поломках вентиляторов, осуществляющих подпор воздуха в высотных зданиях и на производствах, нужны были машины, которые были способны доставить большое количество воды, так появились:
- АН-3. Доставлял грузы до 1,8 тонны весом, была улучшена конструкция навесного оборудования
- АН-26. Удивил мировое сообщество, стал первым тяжеловозом в своей сфере. Он поднимал в небо 4 тонны химических жидкостей и распрыскивал их за 2 секунды. Это было рекордом
- АН-32П. Был задействован на пожаре 1993 года в Крыму, сконструирован на платформе транспортного самолёта, предназначался для тушения больших по площади очагов возгорания
Эпоха ИЛ и БЕ
На смену АН пришли гигантские ИЛ-76. Модификация транспортного самолёта, с 42 литров воды под крыльями, навсегда оставила АН в истории тушения больших пожаров. Самолёт активно использовался МЧС РФ, там, где была необходима огнезащитная обработка крупных объектов. На нём впервые установлен прибор ВАП-2, больше по размеру пожарных самолётов не выпускалось никогда.
Самолёты Бе-12, Бе-2 П, способны осуществить водозабор за 16 секунд из водоёма, при любых погодных условиях. Это последнее слово в пожарной авиации.