Современные пожарные датчики и их огневые испытания.
26.09.2012 |
Современные пожарные датчики и их огневые испытания.
Огневые испытания служат для определения и оценки эффективности систем оповещения и пожаротушения. Как правило, непосредственно в местах возгораний присутствуют датчики – извещатели, которые и подают на центральный охранный пункт сигналы о возникшей угрозе. Их и нужно испытывать в первую очередь. При введении на рынок новых товарных позиций - извещателей разных моделей, необходимо проводить их пожарные испытания, то есть практически подтверждать надежность эффективность их работы в условиях, приближенных к реальному пожару. Порядок проведения таких испытаний регламентируется ГОСТом Российской Федерации № 53325-2009 и называющегося "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний" к ГОСТу еще есть обязательное приложение "Огневые испытания извещателей пожарных". Хотя оба документа не проработаны окончательно, в частности ими не обозначены пределы, в которых могут меняться параметры датчиков при воздействии высоких температур, но ГОСТы уже вступили в силу.
Кроме того не обозначено то расстояние, на котором должен находиться датчик от очага возгорания, а это существенно расширяет применимость даже самых несовершенных извещателей. В настоящее время рынок насыщен извещателями разных производителей и различных типов. Наиболее распространенными являются тепловые и дымовые. Тепловые извещатели реагируют на увеличение температуры воздуха, а дымовые – на изменение его состава, то есть, в сущности, являются простейшими газоанализаторами. При этом наблюдается тенденция постепенного вытеснения в пожарной сигнализаци простых, надежных, но инерционных тепловых датчиков более современными дымовыми, дающими более оперативную информацию об опасности пожара. Существует мировой опыт проведения огневых испытаний извещателей пожарной сигнализации, их обычно проводят по четырем очагам, при этом поджигают дерево и спирт.
Для того, чтобы можно было утверждать, что огневые испытания проведены качественно, нужно их проводить при строго стабильных и одинаковых условиях, учитывающих, в частности, характеристики движения воздуха. Ведь скорость заполнения пространства дымом особенно важна для проверки работы дымовых извещателей. При скорости потока менее, чем 0.15 метров в секунду дым просто не успеет достигнуть датчика, и он не активируется вовремя, а ведь при пожаре каждая секунда дорога. Каждый дымовой извещатель снабжен дымозаходом, к конструкции которого предъявляются серьезные аэродинамические требования. Кроме того, корпус извещателя должен быть изготовлен так, чтобы датчик не сгорел мгновенно, не выполнив своей задачи. А пока нормативные акты, лимитирующие качество извещателей систем пожаротушения столь расплывчаты, рынок наводняют устройства, главное достоинство которых – низкая цена, а вот эффективность их работы вызывает некоторый скепсис, ведь дымозаходы у них – это просто две-три дырки в корпусе.